«Возьмёмся за руки, друзья» (Б. Окуджава), «Песня о друге» (В. Высоцкий), «Ты у меня одна» (Ю. Визбор), «Давай с тобой поговрим» (О. Митяев), «Я вас люблю, мои дожди» (В. Егоров), «Детство» (П. Пиковский)….
Став явлением в русской культуре более 60-ти лет тому назад, авторская (бардовская) песня, основываясь на русском фольклоре и студенческих песнях, доносит до слушателя в доверительной атмосфере творческой встречи на фестивалях под открытым небом, на уютных городских концертных площадках, в КСП (клубах самодеятельной песни) при вузах, школах, предприятиях и ДК идеалы представителей научной и творческой интеллигенции – дружеские узы, простое человеческое общение, любовь к родному краю, красота природы, отзывчивость, чувство долга. Так историчесик сложилось, что авторская песня – культурный феномен, объединивший музыку, поэзию и активный туризм. В первые годы своего существования фестивали авторской песни назывались фестивалями туристкой песни и до сих пор остаются одним из ярких примеров событийного туризма.
Педагоги многих школ внедряют курс авторской песни в уроки музыки, она преподаётся в учреждениях дополнительного образования (кружки, КСП), представлена массовым видом культурного досуга для разных поколений людей (фестивали и концерты), является видом выявления и поддержки талантов (конкурсы), представлена обширным объединением почитателей (КСП при вузах и предприятиях, сообщества, в том числе в соцсетях). Роль в духовно-нравственном воспитании личности отражена в особенностях жанра: 1. Высокий культурный уровень материала (смысл, поэзия на первом месте). 2. Артисты жанра – носители культурного кода (научная и творческая интеллигенция). 3. Многогранность воспитательной функции (не только песни, но и активный туризм, как вид рекреации, краеведения, воспитания личности) 4. Доступность, открытость (сопричастность творческому процессу не только профессионалов, но и новичков и любителей, а также людей разнтых социальных слоёв и возрастных категорий). 5. Дружественная атмосфера (мероприятия авторской песни – это формат творческой встречи, «живого» общения артист-зритель, зритель-зритель). 6. Наставничество (мастерклассы, конкурсы, слёты, круглые столы – обязательная составляющая мероприятий этого жанра). 7. Преемственность поколений (на одной сцене артисты разных поколений, дети и мэтры жанра; в среде организаторов мероприятий – родители и их дети; в зрительном зале – люди всех поколений). «Авторскую песню следует рассматривать, прежде всего, как феномен отечественной поэзии, то есть – как явление литературное. Первые творцы авторской песни дали ей название «звучащая поэзия», а себя называли поющими поэтами. Кроме того, важно учитывать, что авторская песня представляет собой коммуникативное явление. Авторская песня по своему содержанию и форме реализует функции эмоционально-дружеского самовыражения и общения» (из доклада «Преподавание авторской песни школьникам. Взаимосвязь с некоторыми предметами школьной программы»). «Как показал наш опыт работы с младшими школьниками на уроках музыки над АПдД (авторская песня для детей – примеч.), ценностный мир последней обладает огромным педагогическим потенциалом» («Ценностный мир авторской песни для детей и его педагогический потенциал»). Также внимания заслуживают работы «Авторская песня как средство общения и духовно-нравственного воспитания подростков», «Вопросы эстетического воспитания студентов средствами авторской песни», «Эстетическое воспитание ребёнка посредством авторской песни» и др. Проект направлен на демонстрацию использования этих теоретических знаний на практике на примере предложенных мероприятий и с учётом знаний и положительного опыта команды Фонда Олега Митяева.
Сроки реализации проекта: 01.10.2023 — 30.09.2024